Развитая на территории Российской Федерации социальная сфера позволяет всем гражданам государствам получать ряд льгот и различных бонусов. Среди них – возможность в определённых случаях не оплачивать проезд, получить скидку на оплату коммунальных услуг и так далее. Одним из таких бонусов является социальный налоговый вычет, сокращенно – СНВ.
Что это
СНВ – специальная налоговая льгота, которую может получить житель Российской Федерации в случае, если часть его дохода тратится в определенный перечень. Процесс осуществления данной выплаты зависит от нескольких факторов, главный из которых – размер официальной заработной платы. Тип расходов также имеет достаточно важное значение.
Кто может получить
Граждане, имеющие право на получения социальных налоговых вычетов, должны предварительно провести расходы на следующие сферы:
- Благотворительность или пожертвования. Учитываются добровольные взносы в различные фонды, как частные, так и государственные.
- На прохождение платного обучения. Выплату получит тот гражданин, который и осуществлял плату. Получить деньги можно за учебу родственников, подопечных или супруга.
- На страхование своей жизни или здоровья.
- На негосударственное пенсионное обеспечение. Формируется исходя из добровольных взносов в негосударственные пенсионные фонды.
- На добровольное пенсионное страхование – ситуация обстоит аналогично с предыдущим пунктом.
- Добровольное страхование жизни. Главное условие – договор между договором или организацией должен заключаться минимум на пятилетний срок.
- На дополнительные взносы для формирования дополнительной накопительной пенсии. Для этих целей могут использоваться как государственные, так и частные пенсионные взносы.
- На прохождение оценки квалификации гражданина независимыми органами. Но довольно часто оплачивают данную услугу работодатели.
Как получить
Получить СНВ можно после обращения в одну из двух структур. Первая из них – бухгалтерия организации, в которой работает гражданин. Предварительно стоит связаться с бухгалтером для уточнения каких-то мелочей. В общем случае требуется написать заявление в свободной форме. В нем указывается желание работника получать зарплату, а затем перечислять её в негосударственный пенсионный фонд.
Следующий этап – до конца календарного года, в течение которого осуществлялись взносы, написать еще одно заявление на получения СНВ по договору НПО. Бухгалтер организации будет самостоятельно проделывать необходимые процедуры для того, чтобы производились взносы, а затем уменьшался налог из зарплаты.
Также можно самостоятельно обратиться в Федеральную налоговую службу. Для этого требуется предварительно создать на портале аккаунт, а затем – электронную цифровую подпись. Последняя процедура производится на том же сайте или при помощи многофункционального центра. Затем при помощи ЛК формируется декларация, которая в дальнейшем дистанционно отправляется в ФНС. Второй вариант – самостоятельно отправиться в инспекцию ФНС по месту жительства. В последнем случае имеется возможность вернуть налог за последние три года.
Размер
Максимальный размер СНВ составляет 120 тысяч рублей. При этом не учитываются траты на благотворительность, оплату обучения и лечение высокотехнологическими или дорогими методами. Во всех этих случаях условия несколько другие:
- При наличии взносов на благотворительность максимальный размер годового дохода может быть уменьшен на четверть.
- В случае оплаты обучения лимит СНВ составляет 50 тысяч рублей за каждого участника образовательного процесса.
- Ограничения на дорогое лечение отсутствуют.
В случае, если количество расходов больше 120 тысяч рублей, гражданин самостоятельно определяет, какие траты предоставить для получения СНВ. Естественно, потребуется предоставить список всех необходимых документов. Для точного расчета полагающейся для получения суммы можно воспользоваться специальным калькулятором, который можно найти на тематических ресурсах.
Необходимые документы
Как было отмечено выше, существует два способа получения СНВ – через бухгалтерию работодателя или личным обращением в Федеральную налоговую службу. В первом случае от гражданина потребуется принести справку о расходах. Выплату можно получить уже в следующем месяце. Она будет выглядеть как прибавка к заработной плате, хотя на самом деле является экономией на выплате налога на доходы физических лиц.
При обращении в Федеральную налоговую службу (лично или через личный кабинет) потребуются следующие документы:
- Налоговая декларация, используемая форма – 3-НДФЛ.
- Справка от бухгалтерского отдела организации, в которой работает гражданин. Форма – 2-НДФЛ.
Последующий список документов зависит от того, на что именно пошли траты гражданина. В обязательном порядке потребуется документ, подтверждающий траты. Также будут нужны:
- Копия договору, согласно которому осуществлялись траты. Это может документ о взаимодействии с частной клиникой, негосударственным пенсионным фондом, благотворительной организацией и так далее.
- Заверенная синей печатью лицензия организации, с которой взаимодействовал гражданин.
В некоторых случаях могут дополнительно потребуются иные документы, список которых можно уточнить в ФНС.