Для установления определенных правил, касающихся поведения разных категорий лиц и взаимодействия граждан между собой, разрабатываются различные официальные бумаги. В них четко прописаны субъекты и объекты действия и различные особенности.
Содержание
Определение
Под термином «нормативно-правовой акт (сокращенно – НПА) подразумевается официальный документ, принятый властной структурой согласно ее деятельности. Цель принятий состоит в каком-либо изменении имеющихся правовых норм.
Признаки
Основная отличительная черта нормативно-правового акта заключается в том, что обычно он рассчитан на широкий круг граждан. Также выделяются следующие признаки:
- Может быть разработан только структурой, имеющей на то полномочия.
- В тексте указываются определенные поведенческие нормы.
- Для вступления в силу используется определенные порядок.
- Прочитать всю важную информацию можно в соответствующей бумаге.
- Основное направление – регулирование отношений внутри или между различными категориями граждан.
- Основным создателем является государство.
- Входит в законодательную систему страны.
Эти признаки во много повторяют описание законов. Однако основное отличие между двумя типами документов заключается в их юридической силе, особенностью использования и наказанию в случае нарушений.
Классификация
Классифицировать НПА можно несколькими способами. Первый тип – по сфере действия:
- На территории всего государства.
- В определенном регионе.
- В конкретной местности.
Второй тип разделения – срок действия:
- Срочные – строго до указанной даты.
- Бессрочные – действует до отмены или замены другим НПА.
По применению в конкретной правовой отрасли акты могут иметь действие в гражданских, административных или уголовных делах.
Правовое положение:
- Законы – специальный акт, обладающей вторым по силе статусом после Конституции государства. Цель – контролировать основные отношения между гражданами.
- Подзаконный – документ, дополняющий или конкретизирующий вступивший в силу закон.
Подзаконные акты представляют собой бумаги, которые не противоречат закону и принимаются в соответствии с ним, дополняющие и конкретизирующие закон. По юридической силе.
Структура
Структура документа четко определяет расположение текста внутри. В НПА имеются различные разделы, пункты и положения. Общего шаблона нет, но имеются определенные требования, предъявляемые к виду НПА.
В больших информативных документах, как не сложно догадаться, имеется большое число самой разной информации, располагающейся в разделах и подразделах. В небольших документах структура будет менее ветвистой. В общем случае содержание выглядит так:
- Заголовок и реквизиты. В данных пунктах указывается информация о государственной структуре, принявшей акт, а также его название.
- Оглавление – перечень всех имеющихся разделов и подразделов с указанием конкретных страниц.
- Преамбула – краткое описание необходимости появления нового закона.
- Общие положения включают в себя максимальное подробное описание. Оно касается субъектов и объектов взаимодействия, а также то, что будет с ними происходит при определенных условиях.
- Заключительные положения – краткое резюме информации, описанной в предыдущем пункте.
- Приложения содержат ссылки на дополнительные документы, таблицы и иную важную для понимания информацию.
Виды
Все существует три типа НПА – законы, подзаконные акты и нормативные договоры. У каждого из данных документов имеются свои особенности. Право разработки имеется у различных органов государственной власти, а также отдельные категории лиц. К последним в основном относятся закрытые группы людей – профсоюзы, товарищества и так далее. При этом НПА будет иметь силу только на людей, входящих в эту категорию.
Законы
Закон – нормативный акт, отличительной чертой которого является высшая юридическая сила. Приниматься он может только высшей государственной структурой, действие направлено на регулирование отношений между гражданами. Классифицируются по юридической силе:
- Конституционные – касаются основных правовых действий Конституции.
- Обыкновенные (текущие) – служат для изменения или дополнения имеющихся законов.
Высшая юридическая сила делает закон фактически неприкосновенным – ни один НПА ни может никоим образом изменить его. Возможно только введение каких-либо изменений и добавлений. Однако в обратную сторону взаимодействие работает.
Подзаконные акты
Подзаконный НПА чаще всего разрабатывается и в дальнейшем принимается на основании уже действующего закона. К ним относятся:
- Указы главы государства.
- Различные документы от министерств и ведомств федерального уровня или иных структур исполнительной власти.
- Бумаги, введенные в действие местным самоуправлением.
Нормативные договоры
Особый тип документа – нормативный договор. Действие он имеет не только на территории Российской Федерации, но и во многих других государствах. Самым популярным договором в стране является трудовой, заключающийся между наемным сотрудником и работодателем. Общие условия – договор подписан двумя сторонами на добровольной основе, причем носит возмездный и обязательных характер. Сторонами соглашения могут быть два гражданина, физические и юридические лица, а также государства.
Время вступления в законную силу
Чаще всего НПА начинает действовать через десять дней после публикации, то есть появления на официальных ресурсах. В некоторых случаях может быть указана конкретная дата. При этом в 15 статье главного правового документа Российской Федерации прописано, что любой нормативный документ или закон должен быть в обязательном порядке быть доступен всем гражданам. При этом незнание о нем не освобождает ответственности. Если же НПА не опубликован, то он не обязателен к исполнению.
Возможны ситуации, когда НПА вступает в силу после наступления определенного дня или при наступлении какого-то события. Акт, который был действителен до этого, теряет свою законную силу, его место занимает новый. Такой порядок часто наблюдается в различных организациях или акционерных обществах. В них зачастую определенные НПА работают ровно то время, которое требуется. Например, порядок работы во время новогодних или иных длинных праздников.
Действие актов
НПА могут действия по-разному на территорию государство. Классификация выглядит следующим образом:
- На всей Российской Федерации. В качестве примера можно привести Конституцию России, различные федеральные законы и НПА.
- В конкретном регионе России. В данном случае учитываются местные уставы, свод законов в определенном субъекте страны.
- В определенном населенном пункте или муниципальном образовании. Такого рода документы обычно появляются после распоряжения главы конкретного района, поселения и так далее.
- В определенной организации. Действие чаще всего касается определенной компании, профсоюза, товарищества.
Также классифицирование нормативно-правовых актов ведется исходя из тех субъектов, на которых направлено их действие. В общем случае новые документы касаются всех граждан России, организаций, различных объединений людей, иностранцев и т.д. Но в некоторых случаях возможные ситуации, когда акты действует на конкретные категории лиц. Например, только на детей, семей, пожилых граждан, автолюбителей и так далее.