На территории Российской Федерации действуют три ветви власти – законодательная, судебная и исполнительная. У каждой из них имеются собственные особенности и функции. Разделение существует для более удобного контроля за выполнением указов Правительства.
Что это
Само понятие появилось в Конституции в конце 20 века, хотя формирование данной ветви происходило во время создания первых стран. На данный момент можно выделить несколько синонимов, позволяющих понять смысл термина. Среди них – правительственная, министерская, управленческая и административная. Первые два описывают, какие органы власти ведут свою деятельность, а последние – описание понятия.
Исполнительная власть – система структур, которые контролируют общество и государственное имущество, а также следят за выполнением всех законов, указанных в Конституции. Деятельность ведется для решения как внешних, так и внутренних проблем.
Формы
Формы осуществления исполнительной власти – понятные и выраженные действия, которые производятся определенными структурами или лицами для достижения поставленных задач. Выделяют два основных типа – правовые и неправовые. Разница между ними заключается в характере последствий от проведения определенных действий для решения поставленных задач. Следствием первых являются юридические итоги, а вторых – отсутствие прямых юридических последствий.
Правовые формы можно характеризовать по цели применения, способу применения и содержанию. Последняя, в свою очередь, делится еще на два типа – правотворческую и правоприменительную формы. Последовательность действий в первом случае следующая:
- Принятие решения о создании нормативного акта или закона.
- Разработка текста.
- Несколько этапов обсуждения, постепенная переработка и принятие окончательного варианта.
- Прием закона.
Правоприменительная работа заключается в следующем:
- Ознакомление и понимание четких условий дела.
- Подбор закона для решения поставленной проблемы.
- Выбор решения.
Суть неправовых норм заключается в следующем:
- Ведение деятельности, упрощающей работу – ведение документов и работа с поступающей информацией.
- Выполнение дополнительной повседневной работы.
Структура
Структура исполнительной власти достаточно проста – в ее состав входит ряд министерств, агентств и иных организаций. У каждого из них имеются отдельные задачи, за выполнение которых отвечают ответственные лица. Работа ведется на разных уровнях – от отдельного населенного пункта до государства в целом.
За каждым ответственным лицом закреплен определенный круг задач и полномочий. В случае каких-либо нарушений в их отношений проводится внутреннее расследование, после которого выбирается мера наказания, а затем проводится специальная профилактическая работа по предотвращению таких проблем в будущем.
Признаки
Отмечается большое число признаков исполнительной ветви власти, которые прямо описывают ее отличия от других:
- Вторичность и подчиненность правительству.
- Деятельность, которая ведется для создания разветвленной системы связей в различных сферах существования общества.
- Систематическая работа для усовершенствования социальной системы.
- Универсальная деятельность, она ведется в любое время и месте, где существуют человеческие общества. Работа ведется над организацией охраны границ государства, его общества и граждан. Обеспечивается бесперебойная и эффективная работа всех подвластных учреждений.
- Наличие всех необходимых ресурсов для эффективной работы. Среди них – природные, человеческие, экономические, правовые и так далее.
- Контроль над силовыми структурами, среди которых – армия, полиция, служба государственной безопасности и так далее.
- Многоуровневая система контроля, когда над каждой государственной структурой имеется другая.
- Самостоятельность относительно других властных ветвей, однако контролируется она другими органами, которые ни к одной из них не относятся.
Функции
Ученый Бельский К.С. выделяет пять основных функций, каждая из которых позволяет понять, для чего нужна данная ветвь. Среди них выделяются следующие:
- Регулятивно-управленческая. Каждый из органов работает для реализаций политики страны в разных сферах общественной жизни.
- Охрана правопорядка. Для этих целей существуют силовые структуры, контролирующие выполнение всех законов и наказывающие правонарушителей.
- Обеспечение прав и свобод. Все структуры следят за тем, чтобы каждый из людей мог получить то, что ему положено по закону. Речь идет как о получении бесплатного образования или доступу к медицине, так и о возможности открыть собственный бизнес.
- Нормотворческая. Это не основная функция, которая нужна больше для помощи основным. Отдельно взятые структуры могут принимать дополнительные нормативные акты и законы, однако они не так важны, как федеральные законы.
- Оперативно-исполнительная. Каждый сотрудник (особенно на высокой должности) должен держать в голове, что в любой момент необходимо решать определенные проблемы. Среди них могут быть как внешние (международные), так и внутренние.
Органы
Для решения всех поставленных задач сформированы определенные органы власти. Каждый из них отвечают за определенные направления и позволяют более точно контролировать их работу. Деление достаточно простое – на федеральный и региональный уровень.
Федеральные
Федеральные министерства работают над реализацией политики государства и контролем общественной жизни. Основными документами, контролирующими деятельность, являются различные правовые и нормативные акты, а также законы. Федеральные службы следят за работой в конкретной сфере. Цель федеральных агентств – оказание госуслуг и управление госимуществом, а также контроль и надзор.
Региональные
Деятельность территориальных органов контролируют руководители федеральных органов, служб и агентств. В правовых актах перечисляются определенный перечень дозволенных действий для решения поставленных задач. Также в них указываются возможности для взаимодействия с другими структурами и органами, а также полномочия отдельно взятых руководителей. Количество и размер региональных органов зависит от размеров региона и деятельности, которая ведется на его территории.