Грузооборот в любой стране, в том числе и в России – это один из главных показателей развития экономики. Ведь наличие инфраструктуры и грузового потока свидетельствует о том, насколько интенсивно идет потребление товаров в стране, как часто и в каком количестве перевозятся грузы на экспорт и импорт.
К тому же рост в этой сфере имеет существенно значение, так как это свидетельствует о развитии страны в целом и ее экономики в частности. Тогда как отсутствие демонстрирует определенный уровень стагнации.
Содержание
Что это такое
Под грузооборотом понимается общая (совокупная) масса грузов, выраженная в каком-либо виде, например, денежном или массовом (в тоннах), причем в соответствии с учетом определенного объекта и за установленный промежуток времени.
Когда становится понято в общих чертах, что такое грузооборот, нужно разобраться в его тонкостях. Так, например, по видам транспорта, грузооборот разделяют следующие виды:
- Железнодорожный транспорт. В России он является наиболее масштабным. И это не удивительно, ведь в стране на него приходится около 4/5 от общей доли в грузообороте для промышленных предприятий. К тому же по всем формулам расчета становится понятно, что чем лучше и качественнее развита сеть ж/д полотна, тем меньше будет стоимость тонно-километра перевозимого груза. Это в результате не прибавляет добавленной стоимости к товару в таком количестве, как это наблюдается по отношению к другим способам перевозок. Таким образом – это самый дешевый вид перевозок.
- Морской транспорт в России развит существенно меньше. Обусловлено это сразу несколькими условиями. Во-первых, при помощи морского и речного транспорта грузы можно доставлять только между городами, где есть водные пути и построены порты. Во-вторых, в зимний период большинство рек и северных морей в России сковываются ледяным покровом, что не дает возможности пользоваться водными артериями как каналами для перевозки грузов. Поэтому на долю морского транспорта в России приходится в преобладающем большинстве случаев государственные заказы. И достигают они около 7% максимум, а то и меньше. Тогда как в теплый сезон на долю речного транспорта приходится не более 15% от общего объема грузоперевозок в стране.
- Так как в РФ ведется добыча большого количества полезных ископаемых и самыми объемными среди них являются нефть и газ, то в стране достаточно интенсивно развита система грузооборота трубопроводного транспорта. Это объемные трубопроводы для поставки нефти и газа как внутри страны, так и за пределы государства. Причем, необходимо учитывать, что проходят такие типы трубопроводов как по суше, например, «Сила Сибири», так и по дну морей – всем известные «Южный поток» и недостроенный на данный момент «Северный поток».
- Автомобильные грузоперевозки – довольно гибкий способ доставки товаров и некоторого вида сырья. Благодаря минимальному времени на процесс загрузки-выгрузки, он пользуется большой популярностью, в особенности для небольших мини-оптовых закупок. Но в России, из-за специфики дальних расстояний и определенной недоступности дорог надлежащего качества между некоторыми отдаленными регионами, он не является лидирующим по востребованности. Хотя, при доставке товаров из категории продуктов питания именно этот вариант является лидирующим. В сфере промышленности, в силу своей ограниченности по перемещаемому объему и дороговизне, он не востребован.
- Что касается авиационного транспорта, то этот тип перевозок является наиболее дорогостоящим. Поэтому его применяют только к некоторым видам товаров, особенно часто к срочным или быстро-портящимся. Также используют авиасообщение для отдаленных регионов, где доступ по суше или морю ограничен.
Статистика по видам транспорта
Рассматривая в России статистику по грузообороту, необходимо учитывать сразу 2 фактора – вид транспортировки и временной период, а точнее изменение показателей по годам, только в этом случае оценить картину можно полноценно. Это также помогает сориентироваться, когда экономические показатели демонстрируют рост.
Статистические показатели перевозок грузов различными способами в стране были неравномерными. Их показатели в некоторые временные промежутки росли, тогда как в другие, наоборот, опускались. Обусловлено это сразу несколькими факторами.
В благоприятные,с точки зрения мировой экономики периоды, количество товаров как на экспорт, так и на импорт росло, что вызывало больший грузооборот. Тогда как в период кризисов и внешний и внутренний рынок «замирали», вызывая некоторое состояние рецессии и уменьшение необходимости в перевозках.
Автомобильный
Грузооборот автомобильного транспорта по годам выглядит следующим образом:
- В 2000 год – 5878 млрд тонно-километров.
- В 2002 году – 6348.
- В 2004 году – 6568.
- В 2006 – 6753 млрд тонно-километров.
- В 2008 году – 6893.
- В 2010 году – 5236.
- В 2015 году – 5108.
- В 2017 году – 5488.
- В 2018 году – 5644 млрд тонно-километров.
Железнодорожный
На железнодорожном виде сообщения показатель имел следующие цифры:
- В 2004 году – 1.221 млрд.
- В 2006 году – 1.312.
- В 2008 году – 1.304 млрд.
- В 2010 году – 1.312.
- В 2012 – 2.128.
- В 2014 – 2306.
- В 2016 – 2.344.
- В 2018 – 2.598.
Морской
На морском виде транспорта грузооборот предъявил следующие показатели:
- В 2004 году – 29 млрд.
- В 2006 – 25.
- В 2008 – 35.
- В 2010 году – 37 млрд.
- В 2012 – 45.
- В 2014 – 32.
- В 2016 – 43.
- В 2018 – 45.
Авиа
На воздушном транспорте грузоперевозки достигли следующих показателей:
- С 2011 по 2013 включительно – 5.
- В 2014 году вырос до 5,2.
- В 2015 вырос до 5,6 млрд тонно-км.
- В 2016 составил 6,6.
- В 2017-2018 гг. вырос до 7,8 млрд.
Протяженность путей
Общая протяженность различных эксплуатационных видов путей сообщения Российской Федерации в 2018 году составляет:
- Железнодорожных путей 86,6 тыс. км.
- Автомобильных дорог 1531,5 тыс. км.
- Протяженность газопровода 179,3 тыс. км.
- Протяженность нефтепровода 53,4 тыс.км.
- Протяженность внутренних водных судоходных путей 101,5 тысяч км.
Наличие транспортных средств
Что касается наличия определенных транспортных средств, то на сегодняшний день ситуация в России выглядит следующим образом:
- Груженые железнодорожные вагоны к концу 2018 года – 461.000 штук.
- Грузовые автомобили, пикапы и легковые фургоны – всего 6.490 тыс.
- Морские транспортные суда – 2663 штуки.
- Речные грузовые транспортные и нетранспортные суда – 21,2 тыс.шт.
Происшествия
Что касается численности раненых в происшествиях с различными видами транспорта, то статистика, предоставляемая Росстатом выглядит на 2018 год следующим образом:
- На железнодорожном общего пользования – в 2018 году отсутствуют жертвы. Но в 2017 году ранено было 24 человека.
- На морском транспорте инциденты с людскими жертвами и ранеными в 2018 году не происходили. Так же, как и на внутреннем водном.
- На воздушном число раненых составило 36 человек.
Эти данные Ространснадзора, МВД, Росавиации свидетельствует о том, сколько человек пострадало при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации на железнодорожных путях, морских и речных судах, а также на авиационных суднах.