Экономическая безопасность России, как и многих других государств мира – это основная задача лидера страны и сформированного правительства. Именно она является тем индикатором, который позволяет осуществлять одновременно контроль за состоянием ситуации на сегодняшний день и разрабатывать в соответствии с этим концепцию экономического развития и безопасности, как в сферах малого бизнеса, так и в основных бюджетообразующих экономических сегментах.
Содержание
Что это
Стратегия экономической безопасности России, разработанная до 2030 года, представляет собой документ, который включает в себя функции стратегического планирования. Он был специально сформирован для того, чтобы:
- Решать актуальные проблемы в сфере экономической безопасности.
- Минимизировать или полностью устранять внешние и внутренние основные и дополнительные угрозы для развития различных отраслей.
- Осуществлять главное управление бюджетообразующими сферами.
- Устанавливать необходимую взаимозависимость между некоторыми производствами, организациями и государственными департаментами для лучшей корреляции между ними и достижения поставленных целей.
- Проводить оценку уровня экономической безопасности и состояния внешнеэкономических показателей.
Данный документ был подписан президентом РФ в мае месяце 2018 года и с этого же момента вступил в свою законную силу. Ознакомиться с ним можно на официальных сайтах, размещающих у себя всю российскую документацию и принимаемые законы, а также на сайте правительства.
Стратегия
Для того, чтобы полностью представлять себе стратегию, которую избрало государство для достижения состояния экономической безопасности России, необходимо ознакомиться с пунктами, прописанными в законе. Вот они:
- Принять все необходимые меры по укреплению экономической ситуации. Важный пункт в современных условиях, позволяющий одновременно обеспечить социальные гарантии государства и дальнейшее развитие различных отраслей, включая крупный и малый бизнес.
- Повысить сопротивляемость экономики различным неблагоприятным внешним и внутренним факторам.
- Создать условия для роста экономики.
- Поддержать уровень научного, технологического и технического потенциала и добиться его дальнейшего развития.
- Реализовать меры по обеспечению достаточного уровня в оборонно-промышленном комплексе.
- Повысить качество жизни граждан.
Как видно, государственная стратегия экономической безопасности рассматривает, как все сферы жизнедеятельности населения, так и страны в целом.
Основные угрозы
В процессе контроля экономической безопасности и постоянной оценки связанных с ней критериев, важно учитывать имеющиеся негативные влияния извне и те, которые формируются внутри, из-за определенной конъюнктуры или ситуации.
Угрозы для экономической и национальной безопасности России заключаются в следующих основных пунктах:
- Разрушающийся однополярный мир приводит к нестабильной ситуации и несбалансированному развитию мировой экономики.
- Угрозы со стороны военных конфликтов, которые также влияют на экономическую составляющую безопасности страны, которая находится в структуре системы национальной безопасности России.
- Постоянные изменения в климатических и экологических составляющих, что может вызвать дефицит продовольствия и водных ресурсов. Это тоже важно учитывать, чтобы вовремя, при необходимости, скорректировать показатели и пороговые значения индикаторов и нивелировать риски.
- Неравномерность распределения высоких технологий создает риски в развитии практически всех предприятий. Они становятся неконкурентоспособными даже на внутреннем рынке. А о выходе на международные не идет и речи.
- Также важно обеспечение экономической безопасности в области энергетики, ТЭК, АПК и прочих отраслей. С целью этого созданы различные департаменты, основная работа которых – это контроль за индексами, индикаторами, показателями и проведение классификаций, мониторингов и регулирований в подведомственных сферах и отраслях.
- Теневая экономика, которая наносит существенный ущерб ситуации в стране в целом и отдельным гражданам.
Указ президента РФ от 13.05.2017 номер 208
Все вышеперечисленные пункты были озвучены в стратегии экономической безопасности России, спланированной до 2030 года и подписанной президентом РФ.
На основе этого документа и зафиксированных целей были созданы специальные департаменты и службы, включая отделения в таких органах, как ФСБ России. Их основная задача – это устранить или нивелировать проблемы и негативные факторы. Повысить уровень экономической безопасности как отдельных регионов, так и страны в целом.
Развитие
Комплекс мер, направленных на стабилизацию, развитие и усиление сфер экономики страны представлен следующими целями:
- Уменьшение интенсивности влияния внешних факторов.
- Повышение конкурентоспособности.
- Технологическое развитие все отраслей, независимо от форм собственности и массовости производства.
Как видно из статистических данных, представляемых Росстатом, сфера экономики России развивается неравномерно. Причем, это очень видно в сравнении с мировыми показателями.
Если оценивать в комплексе эти цифры, то становится очевидно, что:
- Общемировые показатели колеблются около 2-5 % по отношению к показателям предыдущего года.
- Если оценивать ситуацию в РФ, то сразу видно, что все существующие отрасли и жизнь в стране в целом зависит от показателей стоимости нефтепродуктов. Так, например, в 2009 году и сейчас, когда в 2020 году случилось рекордное падение цен на нефть, экономика продемонстрировала обвал.
Поэтому, государство должно сосредоточиться на устранении зависимости уровня жизни от показателей цен на энергоносители.
Индекс и динамика
Так, на сегодняшний день, оценивая уровень высоких технологий в разных сферах промышленности, Росстат приводит следующие цифры:
- В 2011 году доля такой продукции составляла 19,6%.
- В 2012 году достигла 20,2%.
- В 2013 – 21%.
- В 2014 году цифра составила 21,6%.
- В 2015 году 21,1%.
- В 2016 – 21,3%.
- В 2017 году достигла 21,8%.
- В 2018 году – 21,1%.
- В 2019 году составила 21,6%.
Эти цифры очень красноречиво отражают развитость различных сфер в промышленности. Ведь этот показатель у развитых стран составляет существенно большее значение. Это помогает им выйти на международный уровень и рынки:
Так, например, уровень инновационной активности организации промышленного производства в разных странах мира составляет соответственно:
- В Австрии – 52%.
- В Германии – 59%.
- В Дании – 36%.
- В Ирландии – 57%.
- В Исландии – 56%.
- А, например, в России – всего лишь 9,2%.
Это, соответственно, недостаточно для того, чтобы развиваться отрасли и поддерживать их конкурентоспособность. Поэтому нужно сделать все, чтобы в корне изменить ситуацию.